Современное представление о роли наследственности открывает широкие перспективы к изучению вопросов этиологии деформации челюстей, развивающихся в процессе их роста. К настоящему времени вопросы этиологии аномалий и деформаций зубочелюстной системы еще мало изучены.
Накоплено немало фактических данных (выдвинут ряд гипотез и предположений), однако в целом закономерности и механизм процесса развития челюстей и причины его отклонения от нормы далеко еще не раскрыты. Однако уже сейчас намечается рациональный методологический подход к изучению и разрешению этой проблемы.
Ошибка многих исследователей заключалась в одностороннем подходе к рассматриваемому вопросу, в стремлении найти главный, единый фактор, стимул развития зубочелюстной системы и его нарушений. Однако если изучать не отдельные нозологические формы, а сам процесс развития, то следует, по-видимому, рассматривать его не как следствие действия одного фактора или одной группы факторов или условий, а как результат взаимосвязи и взаимодействия противоречивых тенденций, образующих диалектическое единство.
На современном уровне медико-биологических знаний можно предположить, что двумя движущими силами морфогенеза являются, с одной стороны, наследственно и эндогенно детерминированные характеристики формообразования органа, с другой — влияние внешней среды.
Разные сочетания этих двух видов воздействия на формирующийся орган определяют конечный результат его развития. Если, как это имеет место в большинстве случаев, взаимодействие различно направленных факторов не достигает степени неразрешимого антагонистического противоречия, процесс развития протекает в довольно широких пределах вариантой морфологической и функциональной нормы.
Если же на том или ином этапе, особенно в «критических периодах» развития, действие того или иного фактора выходит за пределы, обеспечивающие сохранение «равновесия» всей системы, то количественные изменения переходят в качественные, наступает отклонение, переходящее границы этой нормы, которое расценивается как аномалия или патология, когда нарушается диалектическая взаимосвязь формы и функции.
Если подходить с такой точки зрения, методологически порочными и бесперспективными представляются «крайние» подходы как тех, кто пытается весь процесс развития увязать только с «наследственной предопределенностью», так и тех, кто, игнорируя роль генетического программирования процесса развития, сводит его сущность только к воздействию внешней среды.
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов