В период молочных зубов из аномалий конституции наблюдаются проявления лимфатического диатеза, реже нервно-артрического и геморрагического диатеза. В этот период детства уже значительно чаще приходится наблюдать различные формы эндокринных расстройств. Склонность к диффузным реакциям при заболевании отдельных органов значительно уменьшается. Дошкольный возраст от 3 до 7 лет отличается от ясельного в основном количественной, а не качественной стороной развития ребенка.
И некоторые авторы объединяют ясельный и дошкольный в один период — период молочных зубов (Н. П. Гундобин, А. Ф. Тур). В возрасте 4—7 лет значительно возрастает потребность в общении с другими детьми. По уровню своего интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу. Следующий период школьный — от 7 до 18 лет.
Последний возрастной этап этого периода (от 11 до 13—15 лет) можно назвать препубертатным. В функциональном отношении многие органы у детей младшего школьного возраста достигаю полного развития.
Можно считать законченной морфологическую дифференцировку клеток коры головного мозга и проводящих путей. Усиленно развивается мышечная система, отчетливо выявляется интеллектуальный облик ребенка, на своеобразии психофизического развития мальчиков и девочек начинает сказываться влияние половых желез. Со стороны эндокринных желез отмечается возрастающее значение инкрета половых желез, снова усиливается гормональное воздействие щитовидной железы, сохраняется и даже возрастает значение гипофиза и заметно ослабевает роль зобной железы.
В этом возрасте чаще встречается астения, выявлению которой в основном способствуют условия жизни ребенка, часты эндокринные дисфункции. Последним периодом детства является период полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст). Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. Пубертатный скачок роста происходит в среднем у мальчиков между 14 и 15,5 годами с окончанием в 18 лет, у девочек на два года раньше (12—13 лет).
Пропорции тела и функциональные особенности различных органов в период полового созревания приближаются к таковым у взрослых. Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием дифференцированного стоматологического обслуживания детей.
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов