Значительная нагрузка учебной и производственной работой неблагоприятно сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья подростков, в результате чего у подростков наступает утомление значительно раньше, чем у взрослых, причем это наиболее выражено в последние дни рабочей недели.
При суммарной большой нагрузке (физической и умственной) наблюдаются замедленные реакции на раздражители со стороны различных систем организма, свидетельствующие о развитии торможения в результате нарушения координации высшей нервной деятельности.
Так, например, латентный период зрительно-моторной реакции у таких подростков соответственно повышается в течение рабочего дня на 30—35% по сравнению с группой подростков только работающих, т. е. при одной мышечной нагрузке.
Со стороны сердечно-сосудистой системы у них чаще встречаются гипотонические, гипертонические и дистонические реакции, которые являются пусковым «механизмом» к возникновению гипертонии у подростков (Л. Т. Антонова, 1966).
В целях рационализации режима труда подростков, сочетающих работу с учебой, необходимо проведение ряда мероприятий по снижению суммарной нагрузки учащихся за счет сокращения объема домашних заданий и уменьшения времени на передвижение в школу и на работу.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская