Суточная периодика физиологических процессов (колебаний пульса, температура тела и др.) подростков отличается от взрослых более ранним наступлением дневного максимума и ночного минимума. В связи с этим нецелесообразно переносить активную учебную и производственную деятельность подростков на вечернее время.
При установлении суточного режима подростков важное значение имеет также правильное определение времени начала трудовой деятельности утром. Так, например, по данным Л. Г. Груевой (1966), при опросе подростков, обучающихся в наборном цехе типографии, в 88 % пробуждение приходится на период 5 часов 30 минут — 6 часов 30 минут, в результате чего нормальная продолжительность сна бывает только в 56% и, следовательно, в 44% подростки недосыпают и жалуются на сонливость и головную боль.
Наиболее целесообразна такая организация трудовой и учебной деятельности подростка, при которой предусматривалось бы начало рабочего дня с 8 часов 30 минут — 9 часов и конец рабочего дня не позже 18—19 часов.
Подростки нуждаются не столько в пассивном, сколько в активном отдыхе и переключении с одного вида деятельности на другой. Активный отдых освобождает нервные клетки от перегрузки как при физической, так и при умственной работе.
Время отдыха следует дифференцировать для разных возрастных групп подростков, учитывая разную степень их тренировки в процессе трудовой деятельности и адаптацию к воздействиям факторов внешней производственной среды. Время отдыха и, следовательно, регламентированные перерывы должны обеспечить неутомляемость в процессе трудового обучения и работы на производстве.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская