Существующие нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в производственных помещениях (СН 245-63) не учитывают также особенностей подросткового организма.
Например, изучение терморегуляции и других физиологических процессов у подростков, работающих в условиях низких температур на строительстве в средней полосе СССР, проведенные в Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (П. П. Гуманиченко, В. К. Кузьмина, 1965), установили разницу в чувствительности к холодовому фактору у подростков, по сравнению со взрослыми при температуре порядка —20 и скорости движения воздуха 3 м/сек примерно в 4—5° вследствие различных процессов терморегуляции.
При воздействии высоких температур многие исследователи (И. Б. Крамаренко, 1964; Э. С. Рутенбург, 1959, и др.) установили наличие более выраженных изменений теплового состояния у подростков по сравнению со взрослыми рабочими вследствие особенностей адаптационных механизмов, в частности процессов теплообмена.
Исследователи установили наличие таких адаптационных процессов у подростков при воздействии температуры воздуха в рабочем помещении в среднем 28° при колебаниях на протяжении рабочего дня от 26,7 до 32°.
Вследствие этого возможен допуск подростков для прохождения производственной практики и работы подростков в некоторых цехах, где температура не превышает указанных средних величин, т. е. 28° при наличии соответствующих гигиенических условий труда и обеспечения ступенчатого перехода к воздействиям высоких температур (В. П. Шабалов, 1965).
Подростки работают и проходят производственную практику в разных географических широтах и климатических зонах, в этой связи приобретают значение процессы акклиматизации.
Так, например, в условиях Заполярья энерготраты, по данным газообмена, имеют тенденцию к повышению, что предопределяет и некоторые специфические меры профилактики и требуют соответствующих коррективов при нормировании условий труда подростков в Заполярье (И. А. Арнольди, Ж. В. Леонова, 1961). В последние годы в связи с развитием химии и внедрением химических веществ в различные отрасли народного хозяйства получили развитие исследования по изучению влияния химического фактора на организм подростков в процессе их производственного обучения.
Эти исследования выявили значительные различия в ответных реакциях и изменениях, происходящих у подростков и взрослых под влиянием ряда химических веществ. Одновременно получила развитие возрастная токсикология, которая также в известной степени обогатила нас некоторыми данными, характеризующими влияние токсических веществ на растущий организм.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская