Мы различаем три фазы в развитии адаптационного процесса у подростков на производстве, которые находят отражение в изменениях порогов действия и, следовательно, чувствительности организма подростков к воздействиям внешней производственной среды.
Первая фаза характеризуется понижением порога действия, т. е. повышением чувствительности, и протекает со значительным напряжением всех систем организма, причем чаще заинтересованных, т. е. тех, на которые падает преимущественное воздействие.
Вторая фаза характеризуется повышением порога действия и, следовательно, некоторым понижением чувствительности.
Третья фаза характеризуется наступлением состояния «уравновешенности», т. е. устойчивым состоянием адаптации, но на новом физиологическом уровне (в условиях производства на протяжении 2—3 лет).
При отсутствии физиологической адаптации в зависимости от характера и степени воздействия неблагоприятных факторов среды наступает быстрое нарастание сдвигов в сторону понижения порога действия и повышения чувствительности. В отдельных случаях возможно наступление патологического состояния.
При этом вступают в действие механизмы компенсации или при исчерпании «резервов» организма — механизмы декомпенсации. Если адаптационные механизмы у подростков еще не достаточно «приучены» к воздействиям внешней производственной среды, то по мере вовлечения их в трудовую деятельность темпы развития адаптационных процессов убыстряются.
При патологических нарушениях у подростков и компенсаторные процессы протекают значительно более интенсивно, чем у взрослых (тем более у пожилых лиц), поскольку новый динамический стереотип значительно легче устанавливается в молодом возрасте.
Труд является фактором оздоровления и при патологических состояниях, по И. П. Павлову нужно «больным осторожно открыть путь к этим радостям…». Однако, естественно, труд этот должен быть строго регламентирован и должен учитывать возможность профессионального приспособления применительно к различным формам патологических нарушений в подростковом возрасте с тем, чтобы он являлся стимулом для активизации приспособительных процессов.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская