Среди всей массы здоровых, хорошо развитых подростков подчас выявляется группа подростков с отсталостью физического развития, которая на первых этапах приобщения детей к труду наряду со здоровыми подростками принимает участие во всей трудовой деятельности.
Подросткам с отсталостью физического развития особенно свойственно желание доказать свою взрослость, поэтому они нередко проявляют особую старательность и настойчивость при выполнении заданий и, невзирая на усталость и недомогания, стремятся во что бы то ни стало не отставать от сверстников, вследствие чего при выборе направления будущей деятельности не учитывают своих физических возможностей.
Выявляющаяся впоследствии невозможность выполнения объема работы и необходимость перемены профессии очень сильно травмируют психику подростка, что нередко приводит к крайне нежелательным последствиям.
Для того чтобы избежать таких ошибок, должны быть своевременно проведены мероприятия, обеспечивающие правильное определение профессиональной пригодности подростка. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы приобщение подростков с отсталостью физического развития к труду не только не оказало отрицательного влияния на их дальнейший рост и развитие, но имело бы благоприятное, корригирующее значение.
Работа по оказанию подросткам помощи в ознакомлении с различными профессиями и последующем выборе профессии является сущностью профессионально-ориентационной работы в школе.
Она должна проводиться с 5—6-го класса преимущественно педагогическим персоналом и общественными организациями. Врачебные заключения о здоровье учащихся в отношении детей с отклонениями в состоянии здоровья и с отсталостью физического развития должны иметь решающее значение в работе педагогов по профессиональной ориентации учащихся.
«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская