Методика гигиенического воспитания не может быть унифицированной. Конкретные условия села или городской местности, которые врач внимательно изучает с первых месяцев своей работы, обязательно посещая каждый дом или квартиру, где растет грудной ребенок, помогут правильно построить методику обучения.
Врач-педиатр — такова особенность его специальности — в большой степени должен быть психологом и педагогом. Гигиеническое обучение будет эффективным при учете требований педагогики. Как и в общей педагогике, здесь важно соблюдение принципов последовательности, постепенного усложнения, воздействия на эмоциональную и волевую сферу личности обучаемого.
К сожалению, иногда молодой врач, ощущая превосходство в знаниях перед матерью, забывает, что имеет дело с личностью, позволяя себе свысока говорить с ней, не убеждать доводами науки, а приказывать, заставлять ее. Ничего, кроме неуважения к себе и скрытности матери, он не получит в ответ. В итоге советы врача останутся «вещью в себе», а мать тайком от врача станет кормить, растить ребенка, ухаживать за ним по советам бабушки, соседей, знакомых.
Одна из трудных проблем в условиях села — преодоление такого некритического следования советам лиц без медицинского образования. Но чтобы мать стала на сторону врача, она должна верить ему. Доверие невозможно без уважения. Уважают за знания, но еще больше за чуткость, искренность, заинтересованность в здоровье ребенка.
Доверие матери — лучший союзник для участкового педиатра в борьбе за оздоровление условий развития ребенка.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь