Замещение дефектов костей после выскабливания и резекции — важный вопрос современной ортопедии.
Для замещения костной полости после выскабливания предлагали разнообразные ткани: аутокость в виде трансплантата, стружки или щебенки, гомокость свежая, замороженная и лиофилизированпая, гетерокость, хрящевая щебенка, консервированный гетерогенный хрящ, эмбриональная кость человеческих плодов и кость новорожденных, сухая плазма, куриный яичный желток, смесь солей, входящих в состав нормальной кости, парафиновазелиновая пломба, пластические массы.
При небольших костных дефектах (диаметром 1 — 2 см) у детей полость можно не замещать. Оставлять более крупные дефекты незамещенными нецелесообразно, полость может закрыться лишь частично, что не гарантирует от послеоперационных переломов. Мы дважды наблюдали переломы бедра у детей, и это значительно удлинило сроки стационарного лечения больных. Из всех материалов для заполнения костной полости после кюретажа лучшей является костная ткань.
Применение нами в первые годы работы аутотрансплантатов в месте выскобленного очага показало отсутствие преимущества этого вида пластики перед аутостружкой.
Пересаженная кость во всех случаях подвергается перестройке. Трансплантат у детей, как правило, частично рассасывается, и на его базе разрастается новообразованная кость. Такие перестройка и костеобразование скорее и равномернее происходят после тугого заполнения полости аутостружкой или кусочками губчатой кости.
Аутостружка и аутощебенка стимулируют костеобразование. Великий русский хирург Н. И. Пирогов по праву считается основоположником костнопластической хирургии. В 1854 г. он впервые научно обосновал пересадку костной ткани при реконструктивных операциях па конечности и своей работой «Костнопластическое удлинение костей голени при вылущении стопы» заложил основы трансплантации костей.
Принцип костной пластики мелкими частями костей обоснован и изложен на XVII съезде российских хирургов и впервые внедрен в клинику в 1924 — 1926 гг. Н. А. Богоразом. В 1930 г. З. А. Карташов в эксперименте установил, что костная стружка и щебенка дольше, чем трансплантат, сохраняют жизнеспособность и быстрее замещаются новообразованной костью. По нашим наблюдениям, после применения аутотрансплантата или рыхлого заполнения аутостружкой на многие месяцы остаются участки склерозированпой кости и незамещенных пустот, видимые на рентгенограмме. Это удлиняет срок иммобилизации конечности гипсовой повязкой, не способствует образованию однородной структуры кости, симулируя кисты, создает большую опасность возникновения переломов на месте операции.
Лучшим методом замещения костных полостей после выскабливания кист мы считаем тугое заполнение полости аутостружкой и кусочками губчатой кости, которые берут со здоровой большеберцовой кости или из гребня подвздошной кости. Взятого материала из оперированной кости по соседству с местом операции обычно недостаточно для тугого заполнения дефекта.
В условиях детской ортопедической клиники не всегда имеется возможность использовать аутокость для замещения дефектов и полостей в кости. Нередко из-за тяжелого состояния ребенка нельзя затягивать и усложнять операции, связанные с получением кости. Иногда родители не соглашаются на дополнительную операцию на здоровой кости. Хорошим заменителем аутокости оказалась консервированная гомокость.
«Болезни костей у детей», М.В.Волков